Что такое стол? Определение слова, его значение и примеры предложений с ним
Как уже сказано выше, ответов на вопрос о том, что такое стол, в словарях имеется множество.
Самое привычное из них – это одна из необходимых разновидностей мебели. Она имеет вид пластины или плиты с горизонтальной поверхностью, укрепленной на ножках или других опорах, и служит для того, чтобы размещать на ней предметы. Далее будет приведено предложение с словом «стол». Пример употребления: «Войдя в комнату, первым делом можно было заметить массивный дубовый стол темного цвета. Своим внушительным и даже торжественным видом он внушал какое-то уважение».
Другое значение – невысокий шкафчик, у которого верхняя плоскость нередко используется в качестве стола. Пример: «Я бы посоветовала тебе приобрести антикварного вида тумбочку, поставить ее у изголовья кровати, используя в качестве ночного столика, а в ящичек класть книжки».
Третий вариант – место, где происходит прием пищи. А также в переносном значении – это еда, обед. Пример: «К разочарованию Петра Андреевича, который уже порядком проголодался, оказалось, что барыня с утра была не в духе и забыла отдать распоряжение, поэтому стола до сих пор не готовили».
Современные столицы [ править ]
Иногда столица выделяется по статусу в самостоятельную административную или федеративную единицу (например, по конституции Австрии Вена имеет статус земли; Астана в Казахстане (название с казахского так и переводится — столица); Сеул в Южной Корее также переводится как столица; в США столица страны — Вашингтон — расположена в самостоятельном федеральном округе Колумбия, не входящем ни в один из штатов).
Как правило, столица является крупнейшим городом страны. Однако есть несколько десятков стран, где один или более городов превосходят столицу по размеру и значимости. Слово столица часто употребляют применительно к крупнейшему, са́мому значимому городу страны, говоря о нём как о «фактической столице», а также в переносном значении — к прочим неформальным «столицам» (см. в числе прозвищ городов в английской Википедии, о российских неформальных «столицах» и «третьей столице»).
В разное время разные страны сталкивались с дилеммой выбора столицы между двумя и более городами, которые претендовали на эту роль исторически или ввиду резкого преобладания в размерах и значимости над остальными городами. Вопрос разрешался в них по-разному. Иногда двумя равноправными официальными столицами объявлялись два города — например, в имперской Австро-Венгрии Вена и Будапешт, в королевской Ливии Триполи и Бенгази и т. д. В Японии столицей называют префектуру Токио, состоящую примерно из 50 самостоятельных населённых пунктов.
В других случаях предпочтения не отдавались ни одному из городов и третий город становился (или даже создавался специально «с нуля») столицей — например, Вашингтон в США (после выбора между Филадельфией и Нью-Йорком), Претория в ЮАР (Йоханнесбург, Кейптаун), Оттава в Канаде (Торонто и Монреаль), Канберра в Австралии (Сидней и Мельбурн), Бразилиа в Бразилии (Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро) и т. д.
Для официального главного города любых других административных образований первого, второго или третьего уровня (таких как область, край, автономная республика, провинция, штат, департамент) применяется название — административный центр.
Столицы, не являющиеся местом пребывания правительства [ править ]
В нескольких государствах высшие государственные органы могут находится не в столице, а в других городах. Например, в России Конституционный суд был переведён из Москвы в Санкт-Петербург, а в Германии в Берлине сосредоточено большинство исполнительных органов власти, но несколько министерств располагаются в Бонне, а Конституционный суд Германии находится в Карлсруэ. Еще одним примером может служить Эстония, где основные органы власти сосредоточены в столице — Таллине, а Государственный суд (по сути конституционный, а также суд высшей инстанции) находится во втором по величине городе страны — Тарту.
Существуют также столицы, в которых не располагается большинство государственных органов:
- Амстердам, столица Нидерландов.
- Порто-Ново, столица Бенина;
- Сукре, столица Боливии;
- Тбилиси, столица Грузии[4] ;
- Ямусукро, столица Кот-д’Ивуара.
Иерусалим [ править ]
В соответствии с конституцией Израиля столицей государства является Иерусалим. Одновременно этот город в соответствии с основным законом является столицей частично признанного Государства Палестина. В международном сообществе статус Иерусалима является предметом споров [5] [6] [7] .
Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Сегодня у нас последний урок по теме “Лексика”. Ваша задача – вспомнить все, что мы изучали по этой теме.
II. Погружение в проблему
Если вписать по горизонтали слова, лексическое значение которых я прочитаю, то в выделенных клетках можно будет прочитать тему нашего урока.
- Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.
- Словарный состав языка.
- Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
- Основная единица языка.
- Слова, противоположные по лексическому значению.
- Устаревшие слова.
- Новые слова.
По вертикали (цифра 8) определите, пожалуйста, тему нашего урока.
Сформулируйте цели урока.
Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”.
Какие словари русского языка вам известны?
В русском языке словарей очень много. Сегодня на уроке мы поработаем с некоторыми из них.
III. Знакомство со словарями
- Мое назначение толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи.
- При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В моем словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, сведения о его происхождении.
- Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.
- Сейчас я вам прочитаю что-то очень интересное:
Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.
– С тобой голову потеряешь,– говорит сердитая мать.
Отгадали, что я за словарь?
IV. Работа класса со словарями
Словарь иностранных слов
1. (Выходит мальчик, одетый во фрак, цилиндр, туфли).
- Какое первое слово, которое нам надо найти?
- Кто такой “ блестящий денди”?
- Из какого языка оно пришло в русский язык? Определите его лексическое значение.
- Назовите его одежду.
- Найдите в словаре значение слов: фрак, цилиндр, туфли.
- Назовите одежду, в которой ходят наши мальчики.
- Найдите в словаре значение этих слов: бутсы, пиджак, джемпер, брюки, джинсы.
- Какое слово вы не нашли? Как нам быть? (Проблемная ситуация).
Есть этимологический словарь. Этимология – раздел науки о языке, которая изучает происхождение и историю отдельных слов
- ТУФЛИ (заимствовано в ХVІІІ в. из немецкого языка или голландского. В последних вариантах, из итальянского и французского языков).
- БРЮКИ (заимствовано в начале ХVІІІ в. из голландского языка).
- ДЖИНСЫ (заимствовано из английского языка в ХХ веке /штаны/).
2. Следующее задание.
- Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад, французского происхождения).
- Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия, как депутата. (Мандат, латинского происхождения).
- В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир, французского происхождения).
3. Поработайте, пожалуйста, со словарем иностранных слов (работа в парах) и найдите не менее пяти часто встречающихся в нашей речи слов иностранного происхождения, запишите их значение и “родину” в тетрадь.
(Рефлексия по итогам этапа работы в парах).
1. Задание выполняем устно.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос.
- о кротком, безобидном человеке (мухи не обидит);
- о чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться);
- о человеке, который пришел не вовремя, некстати (нелегкая принесла);
- о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении (вподметки не годится).
2. Задание. Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу (для учащихся слабой группы – подсказки). Например: “ни зги не видно – хоть иголки собирай”.
a) по чайной ложке b) чуть свет c) повесить нос d) сидеть, сложа руки e) душа в душу | a) на ночь глядя b) не покладая рук c) воспрянуть духом d) как кошка с собакой e) единым духом |
Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проведите взаимопроверку!
3. Задание “Кто больше”.
Запишите, пожалуйста, фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос). Кто затрудняется, можно пользоваться словарем.
Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной.
- Мальчик встал из-за стола и пошел к двери.
- Анна Ивановна работает в адресном столе.
- Сдается комната со столом.
- В санатории нам определили диетический стол.
На какое значение в карточке нет предложения? Составьте предложение с этим значением.
- Вдали показалась голова пехотной колонны.
- От бессонницы у него разболелась голова.
Придумайте своё предложение со словом “голова” и запишите.
Пользуйтесь, ребята, толковым словарём и все непонятные слова вам будут ясны.
- сильная группа работает самостоятельно;
- слабая группа работает по карточке – подсказке.
Выбрать из данных слов синонимы к слову “победить”.
Одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, перебороть, поразить, выиграть, сломать, разломить, согнуть, снять, спорить, судить, потопить.
- 1-й вариант прилежного ученика;
- 2-й вариант “лодыря”.
Рефлексия по этапу работы.
V. Итог. Рефлексия по уроку в целом
- Какой словарь вам больше всего понравился, с каким интереснее было работать?
- Какие задания вам бы хотелось повторить?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- К каким словарям мы обращаемся чаще всего? (толковый и орфографический)
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?
Урок мне бы хотелось закончить словами Декарта: “Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений”.
Оцените работу своего товарища на уроке (взаимопроверка тетрадей).
VI. Домашнее задание
- задание повышенного уровня сложности: сочинить сказку о словарях;
- задание массового характера: составить свой словарь, пользуясь словарями на тему “Весна” или на любую школьную тему.
Всем спасибо. Урок закончен.
Оценивание результатов урока по среднему баллу, полученному на каждом из этапов. Оценки выставляем в дневники.
Остальные – поработайте дома ещё над этой темой и на следующем уроке получите хорошую отметку.
Похожие статьи
Об этимологическом анализе фразеологических единиц
Слово “этимология” имеет в своем составе два греческих корня: étymon — ’истина, основное значение слова’ и lógos — ’понятие, учение’.
В большинстве существующих в современном языке слов их внутренняя форма ясна, то есть мы можем ответить на вопрос, “почему так.
Этимология иностранных слов, вошедших в русский язык из.
Ключевые слова: этимология, языкознание, заимствования, происхождение, взаимодействие,иноязычный, лексика, термины, язык, толкование. Целью этимологического анализа слова является определение того, когда, в каком языке.
Вопросы заимствования морфем в русском языке | Молодой ученый
слово, английский язык, суффикс, заимствованное слово, английский суффикс, создание новых слов, лексическое значение, иноязычное слово, аффиксальный способ, языковая система.
Изменения в морфемном составе некоторых слов узбекского.
Как материя находится в постоянном движении, изменении, так и в процессе последовательного развития языка, в последнем постоянно происходят те или иные изменения, особенно, в его словарном в составе, медленнее, в фонетической системе.
Онтологические основания языка в учении А. А. Потебни
Суть понятия «внутренняя форма слова» менялась с развитием теории языка А. Потебни.
Внутреннее содержание слова есть его этимологическое содержание. Внутренняя форма слова — объективное представление действительности, которое позволяет понимать мысль.
Изучение морфемного состава слова в начальных классах
слово, морфемная структура слова, морфемный анализ, общее недоразвитие речи, общая морфема, различная часть речи, практическое овладение, корневая морфема, навык образования слов, широкое использование. Продуктивный минимум, содержащий 91 суффикс.
Парадоксальные явления в лексике | Статья в журнале.
Mного противоречивого и алогичного заложено в механизме внутренней формы слова, особенно в соотношении этимологического значения с денотативным. Когда это соотношение нулевое, как, например.
Исконная деривационная морфема –man в английском языке.
Анализ выборки из 1301 слова показал, что суффикс –man обладает внутренней морфемной валентностью.
Амосова Н. Н. Этимологические основы словарного состава современного английского языка.
Актуальные значения слова «баба» для современных носителей.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
- стол — это предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на нескольких ножках, на который кладут или ставят что-либо;
- стул — предмет мебели на ножках со спинкой, предназначенный для сиденья одного человека.
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.
Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стол а — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
19. Пчела
Вы когда-нибудь могли подумать, что пчела и бык – родственники? Естественно, в этимологическом смысле. Дело в том, что в первоначальном общеславянском варианте слово имело форму бьчела и было образовано от звукоподражательного бучати – «гудеть, реветь».
По мнению Л. В. Успенского, это слово также связано со словом бык, которое, вероятно, означало «ревун», «зверь, который бычит, букает» – издает низкие, глухие звуки. Так что этимологически бык и пчела – родичи.