Cattelanshop.ru

Интерьер и Декор
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Состав слова. Роль окончания в слове

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Состав слова. Роль окончания в слове»

Здравствуйте, друзья мои! Сегодня мы продолжим работу по распознаванию однокоренных слов, будем определять значимые части в словах. И особое внимание уделим окончанию и его роли в слове.

Прежде всего я хочу предложить вашему вниманию небольшой текст. Прочитайте его и найдите однокоренные слова.

А вместе с вами искать родственные слова будут Вирус Ошибкин и его сестра Вирусинка.

Человек пришёл в каменистую долину. Он начал собирать камни. Из них человек построил каменный дом. Возле дома он посадил камнеломки и поставил скамейку. Из самого большого камня человек вырубил скульптуру, похожую на окаменевший источник.

Давайте проверим, что получилось у Вируса, а что у Вирусинки.

Вирус выбрал слова «каменистую», «камни», «каменный», «скамейку», «камня», «скульптуру».

Вирусинка выделила слова «каменистую», «камни», «каменный», «камнеломки», «окаменевший».

Ну что же, давайте разбираться.

Слово «каменистую» выбрали и Вирус, и Вирусинка. Родственным к нему, конечно, является слово «камни». Ведь потому долина и называется каменистой, что усеяна большим количеством камней.

Родственным будет и слово «каменный», то есть дом сделан из камней.

Камнеломки – чудесные растения с красивыми цветочками. Своё название получили благодаря мощным корням, которые могут пробиться сквозь трещины в камнях.

А вот слово «скамейку» Вирус зря выделил. Хоть в слове «скамейка» есть общая часть – «кам», но к камня́м скамейка никакого отношения не имеет и родственным не является. Да и корень в нём другой – скамей-.

Слово «ка́мня» Вирусу тоже не стоило выделять. Почему – разберём несколько позже. Слово «скульптура» также явно не является родственным камня́м. Зато Вирус пропустил слово «окаменевший». А вот Вирусинка нашла это слово. Окаменевший – значит превратившийся в камень. Вирусинка, как всегда, была внимательна и показала прекрасные знания.

Ну а теперь мы разберём эти родственные слова по составу.

Итак, изменяем слово «каменистый». Каменистая, каменистые. В слове «каменистый» окончание -ый, основа – каменист-. Сравнив с однокоренными словами, выделяем корень камен- и суффикс -ист. Изменив слово «камни», – камней, камнями – выделяем окончание -и. Основа – камн-. В этом слове корень камн-.

Читайте так же:
Жижа для вейпа отстирывается ли от одежды

Из него просто временно сбежала гласная е. Иногда такое случается в корнях слов – одна из гласных сбегает. Потому такие гласные и называются беглыми гласными. Основа и корень в слове «камни» совпадают.

Слово «каменный». Изменяем его – каменная, каменные. Выделяем окончание -ый. Основа – каменн-, корень – камен-, суффикс – -н-.

Слово «камнеломки» – камнеломка, камнеломку. Выделяем в слове окончание -и. Основа – камнеломк-. И вновь корень камн-. Это сложное слово, в нём есть ещё один корень – -лом, ведь корни камнеломки ломают камни. Между корнями соединительная гласная е. И ещё в этом слове есть суффикс -к-.

Теперь рассмотрим слово «камня». Изменяем его – камню, камнем. В слове «камня» окончание -я. Основа – камн-, корень – камн-. Вам это ничего не напоминает? Точно такой состав и у слова «камни». Только окончание другое. Но ведь вы уже знаете, что окончание – это изменяемая часть слова. Она не служит для образования новых слов, а просто изменяет форму одного и того же слова. Ну вот, если вы поменяете свою одежду, вы же не превращаетесь в совсем другого человека? Так что «камни» и «камня» – это не родственные слова, а разные формы одного и того же слова.

Ну и осталось разобрать слово «окаменевший».

Изменяем его – окаменевшая, окаменевшие. Окончание – -ий. Основа – окаменевш-. Корень – -камен-. Перед корнем есть приставка -о.

В этом слове два суффикса – -е и -вш, потому что оно образовано от глагола «окаменеть», в котором есть суффикс -е, а в слове «окаменевший» ещё добавляется суффикс -вш.

Ну вот мы и разобрали все родственные слова из нашего текста.

А теперь пришло время поподробнее поговорить о роли окончания в слове.

Вы, конечно, уже поняли, что окончание образует не новые слова, а разные формы одного и того же слова. Для чего же нужны окончания?

Читайте так же:
Декор табуретки из икеи

Вот две тарелки. В одной лежит красное яблоко, а в другой – лежат красные яблоки. Сколько яблок в первой тарелке? Одно. А во второй? Несколько. Проверим. Что нам подсказало верные ответы? Окончания. Значит, окончания помогут определить в единственном или множественном числе стоит слово.

А теперь изменим слова «яблоко» и «яблоки» по падежам.

Вы вспомнили? При изменении по падежам меняется форма слов, то есть их окончания. А теперь к каждому из этих имён существительных добавляем имя прилагательное.

Как видите, при изменении формы имени существительного изменяется и форма имени прилагательного, ведь время и падеж имени прилагательного во всём согласуются с временем и падежом имени существительного.

А для чего это надо?

Вот посмотрите на два этих предложения:

В корзине лежат красные яблоки.

Я любуюсь красные яблоки.

Второе предложение получилось бессвязным. А теперь изменим в нём окончания в словосочетании «красные яблоки».

Я любуюсь красными яблоками.

Вот теперь всё в порядке. Надеюсь, вы навсегда запомните, что окончания служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

Вот мы с вами и повторили то, как распознавать родственные слова, как разобрать слово по составу, и для чего в словах служат окончания.

Кстати, хочу ещё напомнить вам о том, что некоторые заимствованные слова вообще не меняют свою форму. Их нельзя изменять ни по падежам, ни по временам. Например, слова «кино», «пальто», «желе», «какао» «метро», «кенгуру» и многие другие. Вот у этих слов вообще нет окончания.

Ну а мне уже пора заканчивать нашу встречу сегодня. Пришло время прощаться. До свидания, друзья мои!

Процесс реставрации: пошаговая инструкция

Если расшатались «родные» болты, соединяющие опорную конструкцию, то их укрепляют с помощью дополнительной шайбы. Для большей надежности можно добавить в пазы немного универсального клея.

Замените использовавшиеся в старину как наполнители морскую траву и конский волос на поролон.

Прохудившееся сиденье обновляют с помощью замены основы с ламелями и/или полностью реставрируют обивку. Изношенную поверхность освобождают от старого материала. Стул подготавливают к дальнейшей реставрации:

  • обрезают кусок фанеры по размеру сиденья;
  • наклеивают на основу поролон (ширина – 3-4 см);
  • закрепляют фанеру по периметру;
  • натягивают обивочную ткань на готовую основу;
  • закрепляют материал с помощью степлера и скоб.
Читайте так же:
Царга для табурета

Стул, обновляемый в домашних условиях, можно оформить лучше, чем он выглядел до этого.

Можно полностью заменить спинку на фигурную, если конструкция позволяет.

Можно не выводить ткань на внешние стороны сиденья. Тогда обивку подворачивают по периметру внутрь. Каркас сиденья при этом будет виден.

Ткань выбирается устойчивая к истиранию и механическому воздействию, достаточно плотная.

Сменить дырявую или потертую обивку – дело одного часа.

При обновлении можно использовать самые разные материалы. При хорошем навыке столярных работ отреставрированный стул приобретает индивидуальный стиль. При этом учитывается материал – порода дерева, плотность, текстура.

Можно самостоятельно зачистить деревянную поверхность старой мебели и покрыть прозрачным или тонированным составом, внести новые элементы в декор.

Стулья, входящие в комплект, необходимо оформить в одном стиле.

Если стул антикварный, то реставрировать его нужно очень аккуратно. Обязательно надо дать время просохнуть нанесенному составу.

Для антикварного стула выбирают декоративный материал с вышивкой.

К сведению

. Антикварные стулья часто бывают с пружинами в области сиденья, поэтому потребуется найти такие же или похожие, а старые, проржавевшие и потерявшие упругость, – удалить. Замените использовавшиеся в старину как наполнители морскую траву и конский волос на поролон.

Затраты на реставрацию в домашних условиях – минимальны.

Скруглите края, воспользовавшись лобзиком, зачистите кромки наждачной бумагой.

Цветочные книжки

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Читайте так же:
Как хранить вешалки для одежды пустые

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

Пример разбора простого предложения в 4 классе

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , [ ] 2 , и [ ] 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Читайте так же:
Описание интерьера комнаты обломова

Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

Пример разбора сложного предложения в 4 классе

План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector